Окно в Ростов-на-Дону: Яркий космос Василия Кандинского.
« НазадТекст: Наталия Лескова
Фото: Андрей Афанасьев
Корреспондент "Окно в Москву" побывала в Ростове-на-Дону, где посетила выставку работ одного из главных основателей абстракционизма.
Здесь, в Экспоцентре "АртРостов", состоялось без преувеличения одно из крупнейших культурных событий года – выставка работ Василия Кандинского, где были представлены 60 полотен художника; некоторые из них в нашей стране ранее не экспонировались.
Организаторы выставки подошли к делу с большой выдумкой: здесь не только можно было увидеть сами работы художника, не только получить подробную информацию о нём, но и увидеть необычные инсталляции, выполненные художниками объединения "АртРостов" в стиле Кандинского.
Эти работы стали своеобразной данью памяти художника и подарили возможность, в прямом смысле, прикоснуться к ним (инсталляции, частично плоские, частично – объёмные разноцветные геометрические фигуры, подвижные, подвешенные в воздухе, можно было трогать руками, крутить, вертеть и фотографироваться на их фоне).
Новая реальность
Василий Кандинский – один из крупнейших художников XX века, не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но и открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.
Некоторые искусствоведы считают, что именно Василий Кандинский создал первую в мире беспредметную картину, положив начало совершенно новой, ранее не виданной живописи.
«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью», – писал Кандинский. – Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» – очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».
ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ, цитаты:
- Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию.
- Цвет - это сила, которая напрямую влияет на душу.
- Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
Предпосылкой для возникновения особого стиля — абстракции — стали перемены, господствующие в предреволюционном обществе.
Организаторы выставки уверены: спустя сто лет направление не теряет своей актуальности и все так же поражает зрителей, расширяя границы сознания и восприятия искусства.
Кандинский принадлежит к числу наиболее ярких личностей в мире живописи.
«Отец» русского абстракционизма, создатель огромного количества картин, автор нескольких книг об искусстве и неутомимый исследователь-этнограф, он далеко не сразу нашёл своё место в жизни.
Любовь к искусству
Родители видели его юристом – и он не подвел их ожиданий, поступив и блестяще окончив юридический факультет МГУ, женился, остепенился, преподавал, стал доцентом, а по достижении им 30 лет получил блестящее предложение места профессора в Дерптском университете.
Казалось бы, жизнь удалась… Но Кандинский внезапно отказался.
К тому моменту он был уже «отравлен» влиянием живописи: успел посетить выставку французских импрессионистов, где его особенно потрясла картина «Стога» Клода Моне, послушать оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», познакомиться с прогрессивными русскими художниками.
"Звёзды" (1938).
«Я решил оставить свои занятия наукой. <…>, – писал он. – Прежде всего я убедился, что неспособен к постоянному усидчивому труду, но во мне нет еще более важного условия — нет сильной, захватывающей все существо любви к науке, а самое важное — во мне нет веры в нее».
В 1896-м году неожиданно для всех он бросает юриспруденцию и отправляется в Германию, в Мюнхен, в частную школу художника Антона Ажбе, где кроме него учились Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь.
Грабарь потом вспоминал, что нелепые, излишне яркие этюды Кандинского не позволяли предположить в нём сильного художника; над ним подсмеивались и не воспринимали всерьез. Да и сам Кандинский не был доволен результатом.
В 1900-м он поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.
Но активный, бьющий энергией Василий Кандинский уже не столь нуждался в учителе: он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и преподавал. На одном из таких уроков произошла встреча с ученицей Габриэлой Мюнтер, которая стала его второй женой.
С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты — писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.
Синий всадник
В 1903 году Кандинский начал писал «Синего всадника» – картину, позже давшую название художественному объединению, где «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера», — писал живописец.
Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты ради получения нового знания.
Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него.
Эти опыты вылились в книгу «О духовном в искусстве» — первый труд художника, посвященный абстракции: «Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души…
Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».
Следующая его книга – «О точке и линии на плоскости» – до сих пор считается пособием по инфографике, поскольку эти базовые формы и есть её основа.
"Берёзы" (1909).
«Опьянен морфием или гашишем»…
С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену, которая была младше его на 20 с лишним лет.
Кандинский сотрудничает с ИЗО Наркомпроса, создаваёт музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподаёт в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.
Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход.
Художник столкнулся с неприятием и гонениями. Максимилиан Волошин называл его творения дегенеративным искусством, в котором «ничего понять нельзя».
«Опьянен морфием или гашишем» – так писали о нём советские газеты. Его называли сумасшедшим, сумасбродом, и даже классик сюрреализма Сальвадор Дали писал: «Кандинский? Говорю вам раз и навсегда: нет и не может быть там никакого русского художника».
В декабре 1921 года Кандинский отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.
Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.
Романтика геометрии
В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим.
И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она — кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня — тем хуже для них…»
В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус — и чета Кандинских переехала во Францию, где приезд Кандинского был воспринят весьма прохладно, поскольку здесь не любили иностранцев, да ещё абстракционистов.
Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. В эти годы он создаёт новый жанр – биоморфная абстракция.
Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».
Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».
"Церковь" (1909).
Синтетическое искусство
Василий Кандинский был сторонником теории взаимодействия и объединения различных видов искусства.
Он играл на фортепиано и виолончели, обожал театр и мечтал соединить цвет, музыку и сцену. Даже названия его работ часто звучали музыкально — «композиции» и «импровизации».
Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук».
Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.
В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене.
По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.
Художник умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.
Похоронен на кладбище, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.
"Зелёный и красный" (1940).
После смерти Кандинский стал одним из самых известных и высоко ценимых художников в мире.
С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже вручалась престижная премия Кандинского. В 1976 году Нина Кандинская опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я», ставшую бестселлером.
Множество работ художника она завещала парижскому центру Помпиду. В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зеленым домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов.
Выставки Кандинского на родине – не слишком частое явление.
Вот почему жителям Ростова невероятно повезло, а вместе с ними и нам, сумевшим стать свидетелями этого удивительного по яркости события.
"Пейзаж с фигурами и распятием" (1913).
Автор материала Наталия Лескова.
"Гомон" (1903).
Комментарии
Комментариев пока нет