На главную

    Свой взгляд на столицу и не только

 

 

 

С детским акцентом: Беседы об искусстве с Арменом Апресяном.

« Назад

22.11.2017 22:44

Текст: Наталия Лескова

Фото: Дмитрий Дубинский, Андрей Афанасьев

 

Честно говоря, я уже не помню, каким образом мы первый раз попали в «Журфак-кафе» на занятия к Армену Апресяну. Это было, оказывается, уже почти пять лет назад.

Владельцы кафе предложили Армену, тогда сотруднику пресс-службы телеканала «Культура», а по образованию философу, в течение долгого времени писавшему об искусстве для самых разных СМИ, попробовать рассказывать детям какие-то занимательные истории.

 

DUB_0818

 

Поначалу Армен отнесся к идее с недоверием. Кому это интересно? Зачем нужно? А кафе тогда только недавно открылось, и руководство  искало свою нишу в жизни москвичей.

Такой нишей стала возможность превращения кафе в своеобразный культурно-досуговый клуб, где будут собираться камерные музыкальные коллективы, играть и петь джаз и другую музыку, где будут проходить вот такие лекции для детей и взрослых.

Причем, и это стало принципиальным для заведения, все эти мероприятия проходят бесплатно. И никаких намеков на "поесть после лекции", чтобы оставить в кафе какие-то деньги. Кто-то ест, кто-то уходит. Это личное дело каждого. 

В общем, Армена убедили, что надо попробовать. Попробовал. И оказалось, что это хорошо.

 

DUB_0800

 

Так рассказы о художниках постепенно переросли в цикл искусствоведческих занятий, которые сегодня Армен Апресян проводит уже далеко не только в «Журфак-кафе», но и в Историческом музее, и в столичных библиотеках, школах и арт-галереях…

Каждый месяц у него получается до 30 таких лекций. А это серьёзная цифра, особенно если учесть, что Армен – перфекционист и к каждому занятию тщательно готовится, подбирает слайды, делает презентации, ищет и находит новый материал…

Повторов мы не видели еще никогда. То есть, тема может повториться – но каждое занятие уникально.

 

DUB_0829

 

Мне сложно сформулировать, чем именно так привлекательны лекции Армена.

Не могу сказать, что они поражают каким-то особым красноречием или артистизмом рассказчика. Они вообще не поражают. Зато трогают до глубины души.

Если честно, это вовсе не лекции, потому что говорит не только Армен. Говорят дети.

 

DUB_0861

 

Каждому он даёт возможность высказаться. Он невероятно терпелив. Я бы уже сто раз прикрикнула – он нет. И недавно я поняла, почему.

Ему самому интересно общение в такой форме. Они учатся у него – он у них.

При этом ощущения бардака с галдежом и суматохой не возникает, хотя иногда дети, конечно, начинают шуметь.

Тогда Армен просит их вести себя чуть-чуть потише. Они сразу замолкают. И вот это еще одна загадка.

 

DUB_0812

 

Поначалу у меня всё это вызывало некоторое отторжение: я привыкла, что взрослый вещает, а дети молча внимают. А тут полнейшая демократия и сплошные разговорчики в строю.

Постепенно я поняла, насколько прекрасна такая свободная, доверительная манера общения, больше похожая на разговор или, как сам Армен называет формат своих занятий, «беседы».

Такая беседа приучает детей думать, создавать свои версии, фантазировать.

От этого качество усвоения материала не только не страдает – наоборот, оказывается, так они намного лучше всё воспринимают и запоминают. А потом еще обсуждают по дороге домой.

 

DUB_0895

 

И, да: ещё они там сами рисуют! Если, например, у нас тема импрессионизма, то после занятия дети пытаются создать свои шедевры в этой технике.

Или придумывают нечто сюрреалистическое, послушав истории про Сальвадора Дали. Или делают коллажи, которые ничуть не уступают поздним произведениям Анри Матисса.

 

141228_154536_019

141228_155327_032

 

А еще мы рисовали точками, осваивая технику пуантилистов, пробовали изобразить пейзаж с помощью крепкого чая и шоколада, создавали натюрморт только из геометрических фигур и делали свои шаги в концептуальном искусстве, стараясь наполнить скрытым смыслом странные изображения на бумаге. 

 

141228_154524_018

 

За эти годы мы прослушали несметное количество лекций на самые разные темы – от «Московских тайн» и передвижников до «Черного квадрата» и спекуляций в живописи.

Перечислить все не представляется возможным. Не уверена, что мы стали намного лучше разбираться в искусстве, однако мы, совершенно точно, стали лучше его чувствовать.

 

DUB_0943

DUB_0883

DUB_0890

 

Изобразительное искусство как цивилизационное явление стало частью нашего мировосприятия, и особенно остро я ощущаю это на примере моей Маши, которая теперь в каждое свободное мгновение рисует.

Это совсем не означает, что она станет художницей. Однако это даёт ей нечто важное, позволяющее смотреть на мир творческим, внимательным взглядом.

Какой бы дорогой она ни пошла – это, безусловно, пригодится.

 

DUB_0842

 

Впрочем, на занятиях Армена меньше всего думаешь о том, какой дорогой пойдут дети и что именно им пригодится. Мы там просто получаем удовольствие от настоящего момента.

Скажу честно: дети растут, и мне всё чаще приходится сталкиваться с их неприятием моих предложений.

Они заранее критически настроены ко всему, что я придумала и считаю интересным и важным. Куда бы я их ни тащила – всё это не то и не для них.

Но это, удивительным образом, вообще не относится к занятиям Армена. Туда они хотят всегда.

И, если мне надо что-то заставить их сделать, то лучший способ шантажа – это пригрозить, что к Армену мы не поедем. Сразу всё сделают, да ещё и отчитаются.

Конечно, свою роль играет еще и замечательная атмосфера «Журфак-кафе» – домашний уют, спокойная музыка, вкусное детское меню, шахматы, книжки, в несметном количестве там расставленные на полках, будто ты не в кафе, а в библиотеке.

Но все же лучшее наполнение этого пространства – это для нас по-прежнему лекции Армена. Как пять лет назад, так и сейчас.

 

DUB_0900

DUB_0932 DUB_0854

DUB_0804

DUB_0839

DUB_0802

DUB_0946

DUB_0935 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: