Тайны дела Гагарина: Малоизвестные подробности первого полёта человека в космос.
« НазадТекст: Наталия Лескова
Сегодня многие пишут о том, как весело и беззаботно прошел полет Гагарина 55 лет назад. На самом деле всё было не совсем так.
А точнее – совсем не так, как мы привыкли думать.
Завеса ранее строго засекреченных фактов стала приоткрываться лишь недавно.
Вот что несколько лет назад рассказывал мне о Гагарине и его полете «патриарх» отечественной космонавтики, «правая рука» С.П. Королева академик Борис Евсеевич Черток (увы, уже ушедший).
Так москвичи встречали Юрия Гагарина, едущего из аэропорта, 14 апреля 1961.
- Борис Евсеевич, вспомним полет Гагарина, которому в эти дни исполняется полвека.
Зачем понадобилось говорить, что он приземлился вместе со спускаемым аппаратом, а не на парашюте?
- Это ему было приказано. Из соображений безопасности мы решили катапультировать первого космонавта.
Этот факт какое-то время скрывали из-за страха, что откажут в регистрации международного рекорда.
Потом оказалось, боялись напрасно.
Борис Черток (1912 - 2011), советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва, академик РАН.
- Что еще приходилось скрывать о том полете?
- Многое. И, прежде всего, то, что полет «космонавта номер один» проходил нештатно. Долгие годы эта информация была строго засекречена.
В полете двигатель прекратил работу на одну секунду раньше расчетного времени, из-за чего начались различные технические неполадки: например, недобор импульса, по причине которого не произошло штатное исполнение главной команды – не запустился цикл «Гранит», формирующий последующие команды, в том числе разделение отсеков.
Гагарин ждал разделения отсеков, но на положенной десятой секунде его не произошло. Это случилось лишь через десять минут.
Наконец, возникло возмущение, которое привело к вращению корабля по всем трем осям с очень большой скоростью, о чем Гагарин доложил Госкомиссии.
В результате исследований удалось установить, что двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания.
Когда корабль достиг верхней границы атмосферы, начался разогрев его поверхности. Однако найти убедительных объяснений для всех неполадок не удалось.
Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета.
Да, всё закончилось благополучно, однако риск был очень велик.
Некоторые специалисты даже считают, что шансы Гагарина были ниже 50 процентов, а генерал Каманин накануне полета записал в своем дневнике: «Отправляю Гагарина на верную смерть, но на вечную славу».
- Откуда взялись слухи, что Гагарин не был первым, что до него летал другой космонавт, но погиб?
- Перед тем, как запустить Гагарина, мы произвели два тренировочных пуска с манекеном «Иван Иваныч» на борту.
Во втором полете был установлен бортовой магнитофон, который включался по специальной программе и передавал позывные в радиоэфир.
Частота была такая, что «голос» «Иван Иваныча» могли слышать многие радиолюбители.
Тут же возник большой шум: в космосе кто-то есть! Но где же он? Раз о полете не объявляют официально, значит, космонавт погиб! Так родился этот слух.
Кроме того, до полета Гагарина, 23 марта 1961 года во время тренировки в барокамере в результате пожара, действительно, погиб слушатель первого отряда космонавтов Валентин Бондаренко…
Виноват в этой трагедии был наземный персонал, не имеющий отношения к космической технике.
А вообще самые невероятные слухи окружают всю историю космонавтики.
Американцы не были на Луне – это кино-телетрюк. Гагарин не был первым. Гагарин не погиб – его похитили инопланетяне…
Комментировать все это – означает, создавать для глупых выдумок ненужную рекламу.
- А что за секретный код «125» был у Гагарина?
- Психологи считали, что у человека, оказавшегося один на один со Вселенной, может «поехать крыша». Поэтому для первого полета кто-то предложил ввести цифровой кодовый замок.
Только набрав код «125», можно было включить питание на систему ручного управления. Код запечатали в конверт.
Исходили из того, что, если Гагарин достанет конверт, прочтет и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление.
Правда, после полета ведущий конструктор «Востоков» Олег Ивановский признался: код он сообщил Гагарину еще до посадки в корабль.
Алексей Леонов, советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос.
А вот слова дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова, который первым вышел в открытый космос.
- Сергей Павлович сразу выделил Юру. Видимо, он сразил главного конструктора своей чудесной, открытой улыбкой на голубоглазом лице. Королев, можно сказать, «влюбился» в Юру.
- А не было обидно, что парень, который ничем не лучше вас, стал первым?
- Мне – нет. Юру я очень любил и никогда ему не завидовал. Он был искренним, светлым, отзывчивым человеком, без подлости и гнусности.
Хотя, конечно, не все так к нему относились. Не секрет, что Герман Титов, например, называл 12 апреля черным днем своей жизни.
Такую обиду он прилюдно высказал с трибуны Колонного зала Дома союзов на собрании, посвященном 30-летию полета в космос Юрия Гагарина. Ну, да Бог с ним…
Комментарии
Комментариев пока нет