Дело в шляпе: Интервью с Сергеем Спицыным, организатором, пожалуй, лучшего в столице блюзового джема.
« НазадТекст: Эльвира Харунова
Фото: из архива Сергея Спицына и Let's Twist Bar
В центре Москвы, прямо в громадине Дворца молодёжи, на фоне приевшихся, во всех смыслах, «Макдональдсов», «Старбаксов» и «Планет суши», примостилось необычное разноцветное заведение, а по совместительству, один из центров андеграудной жизни столицы: Let’s Twist Bar.
Каждую среду в этом «Давайте-потанцуем-твист» баре происходит действо, во время которого многие действительно срываются со своих мест, чтобы позажигать на танцполе.
Блюзовый джем. Best Blues Jam. Который считается если не самым лучшим в Москве, то уж точно - "одним из".
Мы решили пообщаться с организатором этой музыкальной «солянки» - Сергеем Спицыным, бас-гитаристом, бизнесменом, блюзменом и человеком, которого сложно представить без шляпы.
Застали мы нашего героя в эффектном зале Let’s Twist Bar’а за барной стойкой. Он был ещё занят, правда, вовсе не приготовлением коктейля: «Нужно сделать пару кликов вКонтакте, чтобы прорекламировать сегодняшний джем».
То, как в этом человеке сочетаются творческие порывы и предпринимательская прагматичность, порой удивляет. Воспоминания об отыгранных концертах перемежаются рассказами о придуманных бизнес-моделях. Но – обо всём по порядку.
- Начнём с классического вопроса: когда у вас возник интерес к музыке и почему вас привлёк именно блюз?
- Однажды, в ранней юности, как это часто со мной бывало, я просто играл на гитаре с друзьями, и в какой-то момент вдруг понял, что сильно увлёкся и ни о чём другом думать больше не могу.
Правда, после школы родители отправили меня учиться аппаратостроению, но я вытерпел там только три дня и три ночи: перешёл в музыкальное училище.
В то время я жил в Нижегородской области, в маленьком городе Арзамасе. И как-то раз туда приехал легендарный московский блюзмен Михаил Петрович Соколов (лидер группы Hot Rod Band – прим. автора).
Это и стало для меня тем самым поворотным пунктом: мне просто крышу снесло от этого первого в моей жизни качественного блюзового концерта!
Кстати, сейчас, спустя годы, Петрович часто бывает в качестве специального гостя на моих Best Blues Jam’ах. Такие вот интересные зигзаги судьбы.
Легендарный Петрович, Сергей Спицын и известный столичный блюзмен Гия Дзагнидзе.
- И именно после этого концерта вы твёрдо решили стать блюзменом, как Петрович?
- Да, в тот вечер я пришёл домой и, как заведённый, принялся играть блюзовые фразы. В музыкальном училище я числился на народном отделении, где разучивают классическую музыку.
Но постепенно, наверное, как раз под влиянием блюза, бас-гитара начала доминировать в моём творчестве.
И сработал «синдром четвёртого курса»: я понял, что не хочу на классической гитаре больше играть, и сначала переехал из Арзамаса в Нижний Новгород, чтобы заниматься на бас-гитаре, а затем и в Москву.
В столице я учился в Гнесинке на продюсерском факультете, но на четвёртом курсе тоже бросил. Кончилась учёба – началась музыкальная жизнь. Я сам стал организатором концертов.
- Поначалу, наверное, было тяжело влиться в столичную музыкальную тусовку?
- Да, нелегко. Но не потому, что меня не принимали, а потому, что я просто не понимал, где все эти тусовки находятся, не мог выйти на нужных людей.
К тому же, для приезжего человека в первое время главная трудность – это быт. У меня зачастую элементарно не было жилья, денег, и эти трудности сжирали много времени и сил.
Я работал в самых разных местах: продавал диски на Горбушке, играл в электричках… После такой школы жизни в Москве уже ничего не страшно! (Смеётся)
Это такая весёлая движуха, студенческая романтика. А потом я как-то раз пришёл на блюзовый джем в клуб «Дом у дороги», познакомился там с музыкантами, поиграл с ними, и меня стали приглашать выступать на разные вечеринки.
Там я, кстати, познакомился и с Мишей Кистановым (популярный блюзовый исполнитель, лидер собственной группы «Трио Михаила Кистанова»; наш герой даже снялся у него в клипе «What you do to me» - прим. автора), с которым мы затем много работали вместе.
Спицын (справа) и группа Михаила Кистанова.
- И как вы от участия в концертах перешли к их организации?
- Первые концерты в Москве я начал проводить совместно с девушкой, с которой мы одновременно приехали из Нижнего Новгорода покорять столицу. Сейчас Даша Ставрович – главная вокалистка в группе «СЛОТ».
В нашем проекте также принимал участие Иван Иволга, который долгое время был соло-гитаристом в «Ночных снайперах». Однако проект не получился, мы сыграли лишь пару-тройку концертов, таким уж получился мой первый блин.
Но позже успех ко мне всё-таки пришёл: за 2012-2013 годы я организовал для своих групп порядка 800 концертов, причём, в каждом из них я принимал участие и как музыкант.
- Это же настоящий марафон! Наверное, за эти два года вымотались не на шутку…
- Ну, всё это не так уж и сложно, на самом деле. Но эмоционально я, конечно, выгорел – что есть, то есть.
Почувствовал, что выступления уже не радуют меня так, как раньше, и пора сделать передышку.
По этой причине я вот уже полгода с головой погружён именно в организацию концертов, а сам играю один-два раза в неделю.
Сергей с участниками группы B.B.
- Вы говорили, что первый блин в организации концертов вышел комом. Что же вы предприняли, чтобы изменить эту ситуацию?
- Я придумал свою бизнес-модель. Как продюсер. Дело в том, что когда я предлагал клубам выступления, то пятница и суббота продавались сразу, а вот будние дни и воскресенье – как-то не очень.
Поэтому я придумал для рабочих дней такие необычные вечеринки, как Best Blues Jam, «Гитарные дуэли», «Вечеринка с Петровичем» и «Праздник рок-н-ролла», а в воскресенье мы давали сольный концерт Михаила Кистанова, на него публика набирается всегда...
Таким вот образом, в моей жизни пригодились знания, полученные на продюсерском факультете. Теперь продюсер – это моя вторая сущность. Музыка – это хорошо. Организация и бизнес – тоже хорошо!
- Ещё в начале своего пути вам довелось поработать с Иваном Иволгой, который давно стал звездой в составе «Ночных снайперов».
А легко ли в музыкальном мире можно сойтись с такими маститыми артистами?
- Всё-таки Иван – не Диана Арбенина. Немного другого уровня звезда. Но вообще музыканты между собой обычно вполне спокойно знакомятся и общаются: «Привет! Где играешь?» - «Да в этой группе» - «А я в этой»; и всё - телефонами обменялись. Никаких там жёстких границ и преклонения.
Могу привести пример: есть такой гитарист в Москве - Дима Политолог. У него большая трёхкомнатная квартира и, пока он не женился, он всегда с радостью приглашал друзей к себе в гости.
Можно было даже оставаться у него жить, если с этим были какие-то проблемы. Я тоже какое-то время жил у Димы. У него дома царил рок-н-ролл, все общались, играли... Никаких заморочек!
- Что ж, давайте теперь от романтического прошлого перейдём к настоящему. Когда вам в голову пришла идея Best Blues Jam’a?
- Я решился делать свой джем-сейшен после того, как у меня появился первый успешный проект – «Гитарные дуэли» в клубе «Б2».
По моей задумке, гитарист Юра Максимов – это виртуоз из Риги – каждую неделю вызывал на дуэль нового музыканта, они должны были соревноваться, кто круче сыграет.
На первой же вечеринке собрали полный ресторан «Б2». И это - в понедельник! После такого успеха я поверил в свои силы и решился на организацию Best Blues Jam’a.
- Каковы ваши надежды и ожидания: что зрители должны чувствовать после вашего концерта?
- Я всегда стараюсь дать человеку ощущение того, что он не зря пришёл к нам. Чтобы, выйдя из бара, он сказал: «А что, здорово же было!».
И ощущение это должно складываться из трёх вещей: хороший бар, хорошее обслуживание, хорошие музыканты. Звучит просто, но на деле этого не так уж легко достигнуть.
Если из этого ряда выпадает хотя бы что-то одно – уже совершенно не тот эффект. Так что я всегда очень тщательно подхожу к выбору заведений для своих концертов.
В Let’s Twist Bar’е, например, красивый интерьер, отличный звук, качественная еда - у владельцев своя собственная ферма, и они привозят мясо и овощи оттуда. По этой причине мы и выступаем здесь.
Уютные интерьеры Let's Twist Bar.
- Всегда ли легко найти идеальное заведение?
- Нет. Скажу откровенно, есть пара мест, в которых обслуживают не очень, но мы всё равно там выступаем, потому что у этих заведений есть другие преимущества: они знамениты своей историей, антуражем.
Люди всё равно остаются довольны. К тому же, я обычно предупреждаю аудиторию: закажите по коктейлю, а бифштекс лучше не надо! (Смеётся)
- А как вы подбираете музыкантов для своего джема?
- Мой принцип: у меня не выступают начинающие музыканты. Много молодых, но уже с опытом. Мне важнее не чтобы кто-то впервые вышел на сцену, а чтобы было классно зрителям.
Обычно артист сам приходит в бар и говорит: «Привет, я играю блюз, можно выступить у вас?». Я беседую с ним, и, если понимаю, что музыкант справится, разрешаю сыграть.
Но, если вдруг оказывается, что выступает он не на уровне, то снимаю после первой же песни. Никто не обижается.
- Что, по-вашему, является отличительной чертой Best Blues Jam’ов?
- На мой взгляд, все наши вечеринки устроены по принципу сериала. А что главное в сериале? Регулярность. Джем у нас - каждую среду.
Далее: нужны главные герои, которых все любят, причём, они не должны меняться часто – это мои постоянные музыканты. Плюс требуется и что-нибудь новенькое, чтобы зритель не заскучал, то есть специальные гости, особенные вечеринки в честь дня рождения какого-нибудь артиста, и так далее. И люди подсаживаются на этот «сериал».
Так мы расширяем свою аудиторию, но за счёт обновлений не теряем интереса постоянных слушателей. Это бесконечный механизм, принцип работы которого я прочувствовал как-то интуитивно, никто меня ничему не учил.
Я очень рад, что «нащупал» эту концепцию, потому что хочу, чтобы живая музыка – винтажная, блюз, рок-н-ролл, неважно! – привлекала как можно больше слушателей.
- И, напоследок, глобальный вопрос. Как думаете: то, что вы занимаетесь музыкой, как-то меняет ваше восприятие жизни? Отличает вас от других?
- Однозначно. И я даже могу порекомендовать по этой теме книжку, называется она «Практическая характерология».
В ней рассказывается о прогнозировании и управлении поведением, о семи основных человеческих радикалах - истероидном, эпилептоидном, паранояльном, эмотивном, шизоидном, гипертимном и тревожном.
Так вот, в характере людей, занимающихся музыкой, зачастую превалирует шизоидный радикал. Это не означает, что они сумасшедшие, но они действительно видят мир по-другому. Ведь творчество подразумевает создание чего-то нового в чистом виде.
Например, музыкант, глядя на телефон, скажет, что, если поднять его и посмотреть со стороны, он будет похож на летающую тарелку. Он, в первую очередь, увидит, так сказать, какие-нибудь пятнадцатистепенные свойства предмета, просто потому, что легко способен обнаруживать повсюду новое и необычное.
В этом и заключается основное отличие по-настоящему творческих людей.
Бывает, говоришь какому-нибудь музыканту: «Ну, зачем тебе нужно сыграть это именно так? Это же очень сложно!». А он не прекращает. Потому что только так он видит мир.
Если у вас появилось желание почувствовать себя в Техасе 1940-ых годов, не выезжая из Москвы, насладиться зажигательной музыкой и полюбоваться на артистов в шляпах, солнцезащитных очках и в брюках с подтяжками в духе стиляг, то в Let’s Twist Bar вас всегда ждут по адресу: Комсомольский проспект, 28.
Best Blues Jam, где вы сможете встретить Сергея Спицына и практически всех музыкантов, упоминаемых в интервью, проходит каждую среду. Сбор гостей с 19:00, а сам концерт начинается в 20:00, вход бесплатный и свободный.
Комментарии
Комментариев пока нет