Размышления перед Великим постом: О необходимости покаяния и прощения
« НазадМы находимся в преддверии Великого поста. Этот сугубый пост отличается своей строгостью и серьёзностью. Он готовит нас к Пасхе, к Встрече с Господом.
Мы как бы идём за Ним по Его пути через Голгофу к Воскресению, как шёл Симон Киринеянин.
Великий пост – это время духовного подвига. Верующие, сполна осознавая свое недостоинство перед Богом, вспоминают грехи, которые больно бьют в душу.
Человеку необходимо разобраться и понять, кто он есть на самом деле. Важно прозреть уже сегодня, не дожидаясь, пока грянет гром.
Мы все согрешили перед Богом, все до единого, хоть и в разной степени.
Попросим же прощения у Господа, Которому мы вольно или невольно изменили! Сделаем это на зло врагу рода человеческого, жаждущего нашей всеобщей погибели.
Пусть в наше бытие скорее вернутся такие жизненно важные понятия, как совесть, честь, достоинство, уважение, скромность.
В Великий пост мы можем позволить себе стать христианами и жить не по своей прихоти, а как Бог велит, по Его заповедям. Только таким образом мы можем угодить Богу. Он, видя наше исправление, сменит Свой гнев на милость и продлит наши земные дни.
Известный старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) удостоился Небесного посещения за 7 лет до своей кончины. Что он видел 22 и 23 декабря 1999 года, для нас осталось тайной, но сказанное он записал своей рукой: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всем осторожны».
Вот слова Господа, которые заставляют серьезно задуматься! Прошло уже больше 20 лет, но мы все ещё живы. Милостивый Господь пока что терпит наши беззакония, но чаша Его терпения может в одночасье переполниться.
ХХI век можно смело назвать апокалиптическим. Оживший зверь себя уже не скрывает.
Кажется, что мир приближается к глобальной катастрофе, которую невозможно предотвратить. Однако большинство из нас продолжает жить как ни в чем не бывало, будто эта земная жизнь никогда не закончится.
Люди воспринимают Страшный Суд и Второе Пришествие Христово как некую небылицу, а жизнь по заповедям и молитву считают пережитками прошлого и глупыми предрассудками. «Бери от жизни все! Наслаждайся!» – вот девиз современного человека.
И мало кто понимает, что это всего лишь самообман. Как бы мы себя ни успокаивали, как бы ни усыплял нашу бдительность лукавый мир, грядущих событий нам не избежать. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»
Из этих слов Господа понятно, что одним из признаков скорого Пришествия Христова, а за ним Страшного Суда будет оскудение веры, которая даже в христианской среде станет формальной.
Человечество все больше погрязает в содомских грехах, которые затмевают в людях образ Божий. В результате человек приобретает бесоподобный нрав.
Вернуться в первоначальное состояние, данное Богом, помогут только упорная работа над собой и искреннее покаяние. Между Богом и дьяволом идёт ожесточенная борьба за душу каждого человека.
Главная цель врага рода человеческого – стереть с лица земли православную Россию с помощью несметного полчища духов злобы поднебесной – демонов.
В Первую и Вторую мировые войны дьявол потерпел поражение. Сегодня хитрый зверь изобрел более надёжный путь уничтожения нашей державы. Он решил подорвать семейные устои изнутри.
Если в прежние века люди старались придерживаться нравственных принципов, то в современном обществе это, увы, почти невозможно.
Кругом царят ложь и бесчестие, а это благодатная почва для антихриста. Ему радостно наблюдать за тем, как повсеместно рвутся брачные узы. Статистика свидетельствует о своего рода «эпидемии» разводов: в некоторых регионах количество распавшихся семей достигло порядка 80 процентов от общего числа бракосочетаний.
Супружеская верность неожиданно стала немодной из-за свободы нравов. Масла в огонь подлили растлители человеческих душ – СМИ и Интернет.
Посмотрим правде в глаза: наше Отечество находится в большой опасности, и не только из-за войны на Украине.
Все сейчас хотят победы. Но для чего? Неужели для того, чтобы и впредь растлевать души детей, осквернять наш великий язык нецензурной бранью, убивать младенцев во чреве матерей?
Эти смертные грехи стали для многих россиян нормой. Растлившиеся до предела люди не осознают, что они находятся в союзе с демоническими силами.
Теперь, среди страстей, чтобы найти Бога и самих себя среди всего чуждого и наносного, человеку потребуется огромная сила воли.
Без помощи Божией здесь не обойтись! Между тем времени для исправления у нас остаётся все меньше: оно сжалось до предела.
По расчетам учёных, в сутках уже не 24 часа, а, как минимум, на треть меньше – это одно из Библейских пророчеств о конце мира. К большому сожалению, никакие природные катаклизмы, никакие эпидемии и войны не могут удержать людей от бесстыдства.
Уже не за горами – Вечность. Бог придет на землю во второй раз, но уже не для того, чтобы умереть за нас на Кресте, а для того, чтобы судить мир и каждому воздать по делам.
Милостивый Господь все ещё терпит и ждёт от нас покаяния! Словами о покаянии Господь начал свое учение, а словами о прощении завершил его.
Никакое покаяние не имеет ценности без прощения. Поспешим простить всех обидчиков наших, чтобы и Бог простил нам бесчисленные грехи и оскорбления наши.
«Поспешим, пока смерть не постучала в двери и не провозгласила: «Поздно!» За дверьми смерти ни мы не сможем более прощать, ни нам не простится». Эти слова принадлежат крупнейшему духовному писателю ХХ века, святителю Николаю Сербскому.
Накануне Прощёного воскресенья хочется вспомнить и другого автора – нашего современника, священника Валерия Духанина.
Вот что он пишет о необходимости прощения и покаяния: «Как часто – практически во всех неприятностях с ближними – нам почему-то кажется, что мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем, как Адам оправдывался перед Богом: нет, это не я виноват, а жена, которую Ты мне дал. В свою очередь, жена говорит: это не я, а змей... Вот так их самооправдание сделало невозможным покаяние: они не захотели сказать: «Господи! Мы согрешили, прости!» – а значит, их исправление в тот момент было уже невозможно».
То же самое происходит и с нами: если всячески пытаешься оправдать себя, в душе появляется смутное чувство самодостаточности своего «я», возвышающегося, словно надменный истукан, над окружающим миром.
Поразительно, но люди интуитивно чувствуют, что перед лицом вечности нельзя таить зла друг на друга. Когда два человека расстаются навсегда, они говорят «прощай», то есть «мы уже не увидимся и потому не будем держать друг на друга обид».
Прощения у родных и близких просят и перед смертью, за которой – вечность. Потому что вечность – это встреча с Богом, а перед Богом не оправдывается душа, обремененная грузом злых мыслей.
Но Бог видит нас и в повседневной жизни, поэтому чем чаще человек очищает свою совесть этим удивительным словом «прости», тем все более он становится счастлив. Случается и так, что прощения не попросили у нас. Человек, причинивший нам боль и доставивший неприятности, не извинился.
Тогда мы должны решиться на важный шаг – самим простить его. Приходилось ли вам замечать, что, когда вы прощаете обидчика, внутри как будто развязывается тугой узелок? Словно с души снимается тяжёлый груз – и становится легче.
Мы призваны прощать, чтобы в глубинах души не был стянут железным узлом грех злопамятства.
Множество непрощённых обид – это множество узелков, удушающих нас. Поэтому прощение есть свобода сердца, радость обретения.
И это прощение нужно прежде всего нам самим. Прощая, мы свидетельствуем, что в нас не умерла вера в Бога, способного превратить холодное сердце в живое и любящее.
Если бы мы окинули внутренним взором всю нашу жизнь и подумали о том, что нас ждёт в жизни будущей, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы самим быть прощенными.
Нам трудно прощать, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. И только Евангелие способно открыть нам глаза: чем больше прощаешь других, тем больше и тебе самому отпустится.
Постараемся же осознать свою неправоту, от всего сердца испросить у наших ближних прощения, а заодно простить все обиды, которые таятся в глубинах нашей души, и таким образом сделать шаг к той внутренней свободе и радости, которые Господь подаёт сердцу милостивому и незлобивому.
(Александра К.)
Комментарии
Комментариев пока нет