30 лет с полёта "Бурана": Выводы, надежды, планы.
« НазадТекст: Наталия Лескова
Фото: Мария Дубинская, архив газеты "Вечерняя Москва"
В телестудии «Вечерней Москвы» состоялся круглый стол, посвящённый памятной дате – 30-летию полёта в космос легендарного отечественного многоразового челнока «Буран».
Посмотреть полную версию эфира можно здесь.
В обсуждении приняли участие член-корреспондент РАН, профессор, заведующий кафедрой «Космические системы и ракетостроение» МАИ, президент Российского научно-инновационного комплекса авиакосмической промышленности Олег Алифанов; профессор Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва, доктор технических наук Вячеслав Филин (принимал участие в разработке программы «Энергия-Буран» в должности заместителя главного конструктора по координации работ и экспериментальной отработки); ведущий программист ООО «Автомеханика» Андрей Афанасьев и Татьяна Панина, советник депутата Мосгордумы Ольги Ярославской, идейного вдохновителя круглого стола.
Участники мероприятия, имевшие непосредственное отношение к подготовке и запуску «Бурана», вспомнили, как готовился этот уникальный проект, чем он отличался от американского «Шаттла» и в чём заключалась его миссия.
Олег Алифанов и Андрей Афанасьев (справа).
Андрей Афанасьев, который в годы подготовки программы был инженером-программистом на НПО «Молния», напомнил, что до «Бурана» в нашей стране уже существовали несколько программ по созданию многоразовых самолетов – например, «Спираль», разработкой которой в ОКБ Микояна руководил академик Г. Е. Лозино-Лозинский.
Впоследствии он был назначен главным конструктором НПО «Молния» по разработке орбитального самолёта.
15 ноября 1988 года, со стартового комплекса площадки № 110 космодрома Байконур впервые в истории отечественной космонавтики был произведён запуск многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». Совершив два витка вокруг Земли, орбитальный корабль "Буран" через 205 минут, в 09:25, приземлился на посадочную полосу аэродрома "Юбилейный". Впервые в мире была проведена посадка орбитального корабля в автоматическом режиме. Отклонение программы по времени в момент остановки корабля на полосе составило одну секунду, а отклонение корабля от оси полосы - всего 1,5 метра. Фото с сайта "Роскосмоса".
Татьяна Панина напомнила, что жители Тушино, сотрудники ТМЗ и НПО «Молния» внесли огромный вклад в создание «Бурана», многие из них и сегодня вспоминают те события, когда за короткий период времени была выполнена поистине грандиозная космическая программа.
По сути, это был настоящий трудовой подвиг.
Татьяна Панина и Вячеслав Филин.
Настоящим научным подвигом назвал осуществление этого колоссального проекта и Олег Алифанов, напомнив, что в те годы подобные работы вообще отличались крайне высокой скоростью и культурой исполнения.
Более 80 новых материалов было разработано в процессе подготовки к запуску «Бурана», почти полтора миллиона человек самых разных специальностей трудились не покладая рук, чтобы этот проект осуществился.
Андрей Афанасьев рассказал, например, об уникальной системе теплозащиты, созданной специально для «Бурана».
Полёт "Бурана", бесспорно, достоин того, чтобы увековечить память о нём. До сих пор в районе Тушино, где он конструировался, этого сделано не было. Депутат МГД Ольга Ярославская, заручившись поддержкой тушинцев, занимается вопросом создания и установки памятника. Между тем, в прошлом году в Школе № 830 был создан единственный в России школьный Музей "Бурана".
Почти безукоризненно выполненный полёт в беспилотном автоматическом режиме, сверхмягкая посадка, когда даже парашюты не сразу раскрылись, просчитанная бортовой ЭВМ оптимальная траектория приземления, огромные возможности системы на орбите – всё это говорило о большом потенциале проекта «Энергия»-«Буран».
Однако по политико-экономическим причинам этот полёт стал первым и последним.
Так ли необходимы нам сегодня космические проекты – такой вопрос прозвучал в студии. Ведь это очень дорого, и не вполне понятно, зачем нужно простому налогоплательщику.
Так выглядит памятный стенд в честь полёта "Бурана", подготовленный к 30-летию со дня запуска корабля. Один экземпляр находится в Культурном центре "Салют" (ул. Свободы, д. 37), где проходит тематическая выставка, а второй экземпляр передан Музею "Бурана", расположенному в Школе № 830 (ул. Большая Набережная, д. 23).
«Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели», – вспомнили участники дискуссии пророческие слова основоположника теоретической космонавтики К. Э. Циолковского.
Как наши далекие предки стремились выйти за пределы ойкумены, порой ценою собственных жизней расширяя свои знания об окружающем мире, открывая новые земли, пускаясь в опасные путешествия через моря и океаны, – так и сегодня настала пора освоения космического пространства.
Любопытство – один из главных двигателей эволюции. Без этого качества человечество обречено.
Однако дело не только в удовлетворении любопытства. Космос, как ни странно, обеспечивает мир на Земле.
«Кто владеет космосом, тот владеет миром», – Вячеслав Филин перефразировал известное изречение. Космос даёт нам огромное количество важной фундаментальной научной информации и возможностей её практического применения.
Олег Алифанов напомнил о спутниках связи, благодаря которым у нас есть интернет, телефонная связь, телевидение и многое другое, системы навигации – как гражданских, так и военных, геологической разведке полезных ископаемых, без чего сегодня немыслимо развитие цивилизации.
Многочисленные спутники изучают также «космическую погоду», солнечный ветер и вспышки на Солнце, формирование на Земле цунами, гроз и молний, лесных пожаров и даже распространение сельскохозяйственных вредителей, фиксируют потенциально опасные космические объекты, а на борту МКС проводятся важнейшие технологические и медицинские исследования.
Большинство людей ежедневно в той или степени используют результаты работы космических аппаратов и даже не замечают этого.
Без преувеличения, уже сегодня мы не можем довольствоваться только тем, что доступно в пределах родной планеты.
А в перспективе неизбежно возникнут энергетические и прочие проблемы (в том числе - колонизации Луны и планет), которые тоже поможет решить космос.
Многие предприятия, участвовавшие в создании системы "Энергия-Буран" продолжают использовать и развивать технологии, разработанные в то время.
Так, например, ООО «АвтоМеханика», в котором работает Андрей Афанасьев, было создано сотрудниками отдела систем автоматизированного проектирования НПО "Молния".
Предприятие занимается созданием программного обеспечения для компьютерного моделирования сложных систем и механизмов.
Программный комплекс "Эйлер" применяется на многих предприятиях авиационной, космической, автомобильной направленности для анализа динамики поведения создаваемых механических систем до их изготовления. И это тоже можно считать "наследием системы "Энергия-Буран".
Участники круглого стола в редакции газеты "Вечерняя Москва" обнаружили фотографию "по теме".
Огромное значение, по мнению участников обсуждения, имеет вопрос вовлечения в аэрокосмическую сферу молодёжи, пробуждение у представителей подрастающего поколения интереса к этой тематике.
Сейчас это уже происходит. Чуть более года назад был создан факультет космических исследований МГУ; чтобы поступить туда, необходимо выдержать серьёзный конкурс.
Татьяна Панина рассказала об успехах общегородского образовательного проекта "Инженерный класс в Московской школе", куда привлекаются технически одарённые, любознательные дети.
Появляются аэрокосмические кружки и секции, что также очень важно.
«Эти ребята уже со школы начинают приобщаться к фантастической жизни строителей ракет и покорителей космического пространства», – отметил Олег Алифанов. По данным, которыми он располагает, сегодня уже полмиллиона детей занимается вот в таких профильных кружках.
«Россия должна, в хорошем смысле, болеть космосом и развивать свои уникальные проекты», – заключил Олег Михайлович.
По мнению Андрея Афанасьева, сегодня многие космические программы связаны с миниатюризацией, созданием микро- и нано-спутников.
И здесь он видит большие перспективы именно для привлечения молодёжи.
Сверхмалые космические аппараты, которые они могли бы не только создавать собственными руками, но даже запускать в космос и проводить соответствующие научные исследования – самый верный путь, однако это должно быть связано с региональным и федеральным финансированием и, конечно, с серьёзным научным сопровождением.
Кроме того, это именно та сфера, куда можно и нужно привлекать частный капитал.
15 ноября 1988 года - дата, навсегда вошедшая в история отечественной космонавтики.
«Важно верить в то, что делаешь, и тогда всё получится. Если кто-то не верит в наше космическое будущее, но при этом продолжает трудиться в этой области - я искренне не понимаю, почему таких людей вообще держат на работе, – отметил Вячеслав Филин, – Я уверен, что мы и сегодня можем создавать новые ракеты и придумывать проекты ничуть не хуже прежних. Было бы желание и, как я уже сказал, вера в то, что это действительно необходимо. А уж таланты у нас не перевелись».
Татьяна Панина подвела итог мероприятия словами о том, что патриотизм – это не только рассказы о войне и призывы любить родину, но и, безусловно, развитие отечественной науки, участие в различных космических проектах, а также понимание того, что наша страна может и должна быть ведущей космической державой.
Комментарии
Комментариев пока нет